Введение
Пo данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России – 260 тыc. Термин *слабовидящий* очень широк и охватывает почти все возможные нарушения зрения.
Число слабовидящих в нашей стране колеблется oт 5 дo 7 миллионов человек и постоянно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям *остаточного* зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд слепых.
В настоящее время близорукость отмечена y 60% выпускников школ Российской Федерации, что обусловлено повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами.
По данным специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. 30 - 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
За годы обучения в школе в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения, в пять раз возрастает число нарушений осанки и зрения [1, 6, 20, 24, 33,]. 40% детей имеет минимальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% - соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают неврозами.
Нарушения осанки наблюдаются почти у 80% слепых и слабовидящих детей. Отмечается снижение общей двигательной активности, нарушение координации и точности движений, равновесия, пространственной и временной ориентации, низкий уровень скоростных способностей, ловкости, силы всех мышечных групп, на 12 - 15% снижена подвижность в суставах [30].
Известно, что аномально зрительно-двигательный навык, когда учащиеся начальных классов при чтении настойчиво склоняют голову над столом на недопустимо близкое для глаз расстояние, более интенсивно проявляется среди учащихся первых и третьих классов. В последующих 4 классах интенсивность его выраженности либо уменьшается, либо резко прогрессирует. Детальное исследование этого явления позволило установить, что оно не *дурная* привычка или результат утомления, как это принято считать. Оно является стойким во времени зрительно-двигательным навыком. Данное состояние у детей уже выражено с первого класса. Наблюдениями ряда авторов установлено, что описанное состояние устойчиво у детей на протяжении всего учебного года. И лишь в процессе летнего каникулярного периода, когда в режиме дня детей увеличивается общая двигательная и пространственно-двигательная активность, интенсивность его несколько уменьшается [21].
Роль зрительного анализатора в развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительные затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к физическим упражнениям и труду.
Современные условия жизни, уменьшение двигательной активности детей приводит к снижению их физической подготовленности и работоспособности в целом. Одной из основных задач адаптивного физического воспитания в классах для слабовидящих детей является коррекция недостатков физического развития, направленная на их предупреждение и устранение. Регулярные, правильно организованные физические упражнения, благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуют работу органов дыхания. Они повышают показатели физического развития, способствуют 5 коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность.